НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ В БУТОВО


Дислексия и дисграфия - занятия по преодолению трудностей при письме и чтении у школьников

Дислексия - нарушение чтения

«Сын заканчивает первый класс, но никак не может научиться читать и писать. Он очень невнимательный, делает «глупые» ошибки. Ходим на дополнительные занятия по письму, чтению, наняли репетитора, но все безрезультатно. Не знаю, что делать».

«Дима закончил третий класс, хорошие оценки по всем предметам, кроме чтения, никак не может читать целыми словами, все время путает буквы, но мы пытаемся читать все свободное время, приходится все делать через слезы. А еще с середины года резко снизилась успеваемость по русскому языку, испортился почерк и становится все хуже с русским языком. Стал плохо запоминать правописание слов. Ведь мы очень много занимаемся, а результата нет, нет совсем!».
Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания.
Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и неусидчивости. Надо попытаться разобраться в ситуации, понять первопричину трудностей. Вина ли эта ребенка или его беда?

Признаки дислексии, на которые нужно обратить внимание родителям

Чтение проявляется в замедленном темпе, в большом количестве разнообразных ошибок:
· замены и смешения сходных букв по звучанию и написанию. Например, 3-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж-Ш; Х-Ж, В-3, Т-Г, Р-Ь, П-Н

· Пропуски, перестановки, добавления букв и слогов

· Неуверенное, отрывистое и иногда мало разборчивое чтение вслух

· Зеркальное чтение

· Трудности понимания прочитанного при сохранности технической стороны чтения

· Изменение окончаний в словах

· Угадывающее чтение

Чтение для ребенка с дислексией неимоверно тяжкий труд, устает физически от процесса, не понимает прочитанного. Зато прослушав текст, воспроизведет весь смысл, пересказывает и запоминает всю необходимую информацию.
access_alarms

Практический опыт показывает, что при нарушениях чтения у ребенка требуется всесторонняя диагностика у специалистов:

ЛОГОПЕД
НЕЙРОПСИХОЛОГ
ПСИХОЛОГ
НЕВРОЛОГ
Важно понять, с какой трудностью столкнулся ваш ребенок, найти первопричину и устранить ее! Дети с дислексией нуждаются в особой педагогической стратегии!

Дисграфия - нарушение письма

«Дочь во втором классе, но проблемы начались уже на занятиях по подготовке к школе: зеркалила буквы, не держала строку. Уже в школе часто стала путать буквы прописные и заглавные, сильно большие отступы от полей в тетради, пропускает строчки. Очень много уделяем времени для работы в прописях, ходили на занятия по каллиграфии, но это не дало должного результата».
«У ребенка большие сложности на письме: пропускает буквы и даже целые слоги, зацикливается на какой-нибудь букве при письме слова и может прописать её два или три раза, может слитно написать два слова, не ставит точки, не видит предложения. Ребёнок очень активный, страдает внимание».

Примеры работ детей с дисграфией

Признаки дисграфии, на которые нужно обратить внимание родителям:

· Замены и смешения согласных букв. Например: собака-сопака, шапка-сапка, ложка-рожка

· Пропуски согласных и гласных букв. Например: завтрак-завтрк, огород-огрот, бревно-бевно

· Перестановка букв и слогов в слове. Например: колобок-коболок, все-све, яблоко-ябколо

· Вставка букв в слове. Например: веревочка-веревоичка, искали-искаили, смешная-смешеная

· Повторение буквы, слога вместо нужной буквы. Например: магазин-ммагазин, забор-зазор

· Смешение графически сходных букв. Напрмер: хворост-кворост, брат-драт, щука-щика

· Зеркальное написание букв - переворачивание букв в другую сторону

· Пропуски слогов. Например: колодец-кодец, вереница-веница, серебро-себро, бабочка-бачка

· Сложности в постановке мягкого знака в словах. Например: больно-болно, соль-сол, пельмени-пелмени

Ребёнок, страдающий дисграфией, не замечает поля и продолжает писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек, переносит слово, как придется, часто не делает пробелов между словами, соединяя два слова в одно, не ставит точку в конце предложения и продолжает писать следующее с маленькой буквы.
К сожалению, самостоятельно справиться с проблемой не получится. В этой ситуации поможет только квалифицированный нейропсихолог и логопед, поскольку дети с дисграфией нуждаются в особой педагогической стратегии!